MAX
Подпишись
стань автором. присоединяйся к сообществу!
Есть метка на карте 12 ноября 0
48

Самоорганизация в деревне Шотово Архангельской области

В деревне Шотова (Пинежский район Архангельской области) живет 450 человек. Расположена она на высоком красивом берегу Пинеги. Раньше эта деревня была усадьбой совхоза, в ней имелась вся необходимая для жизни и работы инфраструктура. Когда совхоза не стало, всё пришло в упадок.

  • Шотова (Архангельская область)
  • Шотова (Архангельская область)

Жители деревни  на общем сходе приняли решение и организовали территориальное общественное самоуправление (ТОС) в интересах реализации общественно-полезных проектов в своем селе. Для участия в конкурсе "Сельская инициатива-2003" ТОС разработал свой первый и самый грандиозный проект, который назвали «Дорога к храму».

А именно, - проект восстановления храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм находится недалеко от деревни, построен в 1909 году купцом Северьяном Кыргаловым. Храм был освящен, но после революции стал недействующим, разрушающимся.         

  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы

"Собрали сход и решили деревню поднимать с храма. Он... красивый. Хотя и крыши нет – железо вырвано, внутри все дождем заливает, три куполка от ветра упали. На глазах идет разрушение... Нет, споров не было. Самая главная проблема – церковь. А уж потом дороги, водоем пожарный развалился, полоскалку нужно ставить..." - избранный председатель ТОС М.Суховерхов.

С 2003 года возник ТОС-проект   Дорога к храму, на который из областного бюджета было получено 29000 руб., примерно столько же было собрано в виде пожертвований. На эти деньги были закуплены только материалы, люди трудились бесплатно, оборудуя ограду кладбища и пожарный водоем. С 2004 года начались работы по консервации храма. 

Проект  "Дорога к храму"    

     В 2003 году стропиловка, обрешетка, перекрытие крыши оцинкованным железом с восточной стороны, а с западной стороны – рубероидом, изготовлены и установлены двухстворчатых дверей.

     В 2004 году произведена установка лесов с северной части здания храма, вокруг главного купола и 4-х маленьких куполов, подготовлен каркас для строительства 3-х маленьких куполов.

     В 2005 году заготовили стройматериалы и подготовили каркас для строительства 3-х маленьких куполов.

     В 2006 году перекрыли с западной стороны крышу оцинкованным железом, набрали пол в притворе, изготовили и подняли четыре креста на малые купола. Осталось закрыть крышу между куполами,  застеклить 44 оконные рамы.

 Общая стоимость проекта по консервации храма составила 600 тыс.руб.

27 июня 2009 года в д. Шотова состоялось юбилейное торжество, посвящённое 100-летию Храма  Покрова Пресвятой Богородицы.   

 

Помимо этого ТОС реализовало еще целый ряд проектов в интересах всей деревни.

 

Проект «Плотина»

 

 В 2003 году:

         - восстановили брошенную АО “Быстровское” водонапорную башню и скважину по адресу: д. Шотова, ул. Боровая, 4;

        - провели уборку населенного пункта и гражданского кладбища и завершаются работы по устройству ограды из обрезного пиломатериала;

        - построили полоскательную площадку «у кирпичного завода»;

        - проводили реконструкцию брошенной столовой АО “Быстровское” под Центр досуга.

В 2004 году:  провели уборку населенного пункта братского и гражданского кладбища и  построили каркас плотины, навес для полоскалки, частично произвели засыпку плотины.

 

В 2005 году:

            - провели засыпку плотины, осуществляли постоянный контроль за состоянием плотины;

            - провели уборку населенного пункта и гражданского кладбища;

 

В 2006 году:

            - провели уборку населенного пункта;

            - провели уборку и благоустройство гражданского кладбища;

            - восстановили приобретенный у СПК «Шотовогорский» трактор-бульдозер;

            - провели работы по ликвидации самовольной свалки;

            - осуществляли постоянный контроль за состоянием плотины и полоскалки

Сейчас жизнь в деревне налаживается. По впечатлению руководителя ТОС, многие жители втянулись в работу, стали приезжать люди, пожелавшие принять участие в такой инициативе.

  • Собственный праздник в Шотово
  • Собственный праздник в Шотово
  • местный театр
  • местный театр





Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в наш Телеграм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Источник: www.vgosti.net

Поделись позитивом в своих соцсетях

Комментарии 0

Для комментирования необходимо войти на сайт

  • 0
    user78 user7812.11.12 23:48:54
    Деревня моих родственников.. Был там несколько лет назад, и в храме этом был. Красивая церковь на высоком холме с красивеннейшим видом на долину реки Пинега! Люди там прекрасные... Кстати, Ломоносов неподалёку родился     Молодцы, что продолжают храм восстанавливать. Доброе дело!    
  • 0
    user78 user7813.11.12 00:05:26
    Нашёл несколько фотографий, которые тогда сделал: Каким храм был до восстановления:
    Золотые слова русского человека "Успеть, успеть бы осветить себя и землю свою бескорыстием и чистотой. Не опоздать бы..." :
    Каким храм стал уже в 2009
    С погодой немного не повезло, разгар лета - а холодно, серо.. Одно слово - Русский Север    
    Отредактировано: user78~00:15 13.11.12
    • Комментарий удалён
    • 0
      Нет аватара Dron13.11.12 13:24:43
      Вот оно, зарождение гражданского общества! Вот оно самоуправление на местах! Вот оно земство! Причем не "белогандонное" а именно ГРАЖДАНСКОЕ!
      • 0
        user78 user7813.11.12 14:16:57
        Согласен. Правильно говорит Михаил Суховерхов: «Я не понимаю как можно в деревне быть безработным – для меня это дико. Да пожалуйста вон – паши землю, картошку сади, продавай.. Конечно ты не разбогатеешь, но хотя бы жить нормально. Но этого же сейчас не хотят уже никто. Все надеются на государство, всех кто-то должен прокормить, только не я..» ... «Всё получится, если трудиться и ни на кого не ссылаться, что кто-то виноват, кто-то кому-то должен.. Никто никому в нашей жизни не должен. Только сам! Сколько внёс сил, всё тебе за эти силы вернётся обратно..» Кстати, работы по самоорганизации и возрождению деревни потихоньку ведутся. Вот Глеб Тюрин: Самое интересное, что в этом может поучаствовать каждый. Городские жители могут помогать деревенским, ведь это наша Родина, наша земля...
        Отредактировано: user78~14:21 13.11.12
        • 0
          Нет аватара Dron13.11.12 14:23:34
          Лучше не скажешь!!!
        • 0
          Нет аватара MagiRus13.11.12 14:49:22
          Еще к этому добавлю такое видео. Там побольше рассказано о самой сути подхода Тюрина. Также кому-то, я думаю, будет небезынтересно познакомиться с достаточно интересным подходом к экономике, как "экономика заслуг".
          Отредактировано: MagiRus~14:49 13.11.12
          • Комментарий удалён
            • 0
              Нет аватара MagiRus13.11.12 16:39:04
              Да люди то есть, но они блин как подмоченный хворост - нужно много искр чтоб зажечь людей, а дальше они уже зажгут всех остальных... Слишком много времени у нас прошло в России под знаком "вся инициатива исходит сверху". Народ тупо разучился думать категориями "вокруг меня моя земля и это зависит от меня насколько она будет хороша". Все привыкли ждать пока лично Путин к ним приедет и уберет кучу мусора перед двором. Вот и требуется инициатива сверху чтоб подсушить "хворост" и разворошить людей на частную инициативу. Требуется внимание государства и в помощи "тренерам" и подготовке этих самых "тренеров".
              • 0
                user78 user7813.11.12 17:34:53
                Согласен. Легче сидеть и костерить власть почем зря, чем что-то своими руками делать. Чем и пользуются всевозможные западные структуры, пытаясь сыграть на недовольстве населения для уничтожения страны. А ведь зачастую люди ответственны за свою жизнь сами, и лишь сидят на печи и ждут когда прилетит волшебник в голубом вертолёте и всё станет хорошо. Забыли, наверное, что для достижения советского благополучия приходилось вкалывать по 16 часов в день без выходных. Сейчас вкалывать никто не хочет, все хотят всего и сразу)) Ну а если им этого не дают, значит надо устроить революцию и разграбить страну, убить богатеев "угнетающих трудовой народ"     Всё это мы уже проходили.. и на тех же самых мотивах враги России и русского народа хотят сыграть ещё раз. Кстати, в подобную западню угодила сейчас и Европа (пержде всего Греция, Испания, Португалия). Работать там разучились, привыкли получать огромные зарплаты за несколько часов в офисе. Зарплаты те брались в долг. Долговой пузырь лопнул, а народ недоволен - требуют не сокращать зарплаты и вернуть халявную работу, тем самым только усугубляя кризис. В Испании на этой волне народного недовольства недавно слетел глава государства социалист Сапатеро. Избрали капиталиста Рахоя - а при нём стало ещё хуже. Народ опять недоволен и требует уже другого президента.. как будто если придёт еще кто-то, то всё само собой волшебным образом сразу станет хорошо    
                Отредактировано: user78~17:35 13.11.12
              • 0
                Нет аватара Dron14.11.12 12:23:22
                Этот патернализм далеко не в России Путина зародился! Это было развито и при царизме, при Сталине это явление приобрело вовсе уж грандиозные масштабы ( Сталин думает за нас!). При хрущеве патернализм населения опять же культивировался вовсю под видом руководящей и направляющей , хотя оснований для этого у хрущева ( в особенности по сравнению со Сталиным) не было вообще по причине его беспросветной глупости и общей косорукости. Этот же тезис ( руководящая и направляющая) продолжал действовать и при Брежневе и т.д. Что в конечном счете и привело к краху СССР, поскольку такого руководящего потенциала и умения подбирать кадры как у Сталина, ни у одного из последующих генсеков отродясь не было. Путин как раз с этим явлением борется все свое время нахождения у власти. Зачастую иногда даже перегибает в своем стремлении активизировать гражданское общество, заигрывая с так называемой оппозицией.(Ну это уж моё мнение, ЕМУ виднее    , вот вам еще один примерчик патернализма, хе-хе!). Так что на всех нас, рожденных и воспитанных в СССР это родимое пятно присутствует, у критиков власти в наиболее выраженной форме, как ни странно!
                Отредактировано: Dron~12:23 14.11.12
                • 0
                  Нет аватара MagiRus14.11.12 12:57:37
                  Совершенно верно, такая система отношений общество-власть взращивалась в России столетиями... Во многом это конечно же связано с общим менталитетом, а также государственным устройством и необходимостью жесткой централизации и концентрации власти по ряду вполне объективных причин. Но сейчас нужно отходить от этого - будущее за сознательным и инициативным обществом.
                  у критиков власти в наиболее выраженной форме, как ни странно!
                  Абсолютно согласен!
                  Отредактировано: MagiRus~12:57 14.11.12
  • 0
    Нет аватара npl13.11.12 09:34:18
    За новость +! Вот тут фильм неплохой про эту деревню http://tvkultur...iewtype/picture
    • Комментарий удалён
  • 0
    Нет аватара Peregar13.11.12 10:46:12
    молодцы!!!
  • 0
    Нет аватара MagiRus13.11.12 14:45:11
    Жители деревни на общем сходе приняли решение и организовали территориальное общественное самоуправление (ТОС) в интересах реализации общественно-полезных проектов в своем селе.
    Давно интересуюсь тематикой "местного самоуправления" и мое УБЕЖДЕННЕЙШЕЕ мнение, что реальное, умно начатое и поставленное местное самоуправление (как вариант те же ТОСы) это ОЧЕНЬ хорошая штука как для самих жителей, так и для территории на которой они проживают. И за этим реально будущее. Люди на местах могут значительно лучше и эффективнее распорядиться ресурсами (в том числе и деньгами), чем это сделают власть/чиновники сверху. Но, естественно, при должной, налаженной и выстроенной системе и помощи в создании этой системы. ОЧЕНЬ нужны пилотные проекты с проработкой подобного рода технологий "развития локальных территорий" и они даже есть - погуглите побольше про Глеба Тюрина хотя бы. НО, очень не хватает реальной господдержки этого начинания (причем даже совсем не деньгами!) и понимания всей степени уникальности подобного явления и всех положительных моментов сего начинания. Реально работающая система либо решает, либо значительно уменьшает отрицательный эффект от ОЧЕНЬ большого количества негативных явлений и привносит ОЧЕНЬ большое количество позитивных явлений.
    Отредактировано: MagiRus~16:56 13.11.12
    • 0
      Нет аватара Dron13.11.12 16:09:56
      Это не только ОЧЕНЬ хорошая штука- это ЕДИНСТВЕННЫЙ способ поднять регионы! Поскольку сверху это сделать невозможно в связи с тем, что потребуется такое количество организующих и контролирующих чиновников, что затраты на их содержание превысят всякие экономические возможности. Это первое! Второе: без активного САМОСОЗНАНИЯ масс как созидающей силы, способной принимать решения и воплощать их в реальность никаким руководством сверху построить достойную жизнь ( коммунизм    ) невозможно. Опыт СССР это доказал.
      Отредактировано: Dron~16:11 13.11.12
      • 0
        Нет аватара MagiRus13.11.12 16:29:21
        Совершенно верно! Только способ конечно же не единственный, но наиболее эффективный абсолютно со всех точек зрения! Самый же большой эффект от всего этого - привлечение людей к реальному созиданию, ибо человек от природы своей творец, а без этого он не человек.
        • Комментарий удалён
          • 0
            Нет аватара MagiRus13.11.12 19:44:50
            В каждой шутке есть доля шутки). Человек не от природы ленив, а он от природы склонен впитывать те образцы поведения, которые он видит с детства и которые привиты в обществе. А это уже во многом зависит не только от него самого, а от его предшественников, родителей, окружения и, отчасти, власти... От того ему и нечасто выпадает счастье настоящего созидания). Мало людей могут похвастаться тем что "воспитали себя сами".
    • 0
      user78 user7813.11.12 17:56:11
      НО, очень не хватает реальной господдержки этого начинания (причем даже совсем не деньгами!) и понимания всей степени уникальности подобного явления и всех положительных моментов сего начинания.
      на самом деле, система Глеба Тюрина не требует гос. поддержки. Она самодостаточна и способна развивать саму себя - лишь бы не мешали (а власть не мешает). Сейчас в России сложилась уникальная ситуация для скачкообразного развития (в том числе и по системе Тюрина): 1) Народ уже накушался демократии-капитализма-гласности и прочих зомбирующих словечек, чем нас так соблазняюще кормили во времена перестройки и 90-х. 2) Народ накушался жизни в мегаполисах с их соблазнами и "возможностями". Зачастую возможности заключаются в получении образования для получения высокооплачиваемой работы (офисная каторга 5-6 дней в неделю, 8-9 часов в день, 11 месяцев в году, это без учета на время добирания до офиса и обратно). Получив подобную работу человек подписывается на другие способы лишения свободы вроде многолетних кредитов по квартире, машине и т.п. Лишь к старости удается расплатиться со всеми долгами, но тогда уже не до наслаждения жизнью - приходится лечить заработанные во время жизни в мегаполисе болячки. В итоге - вполне здоровое стремление к возврату на природу.. Появляются самоорганизующиеся эко-поселения, в которых люди живут вполне себе счастливо и даже не помышляют о возвращении в стрессовый бетонный муравейник. 3) Как ни странно - мировой кризис тоже играет на руку.. В условиях глобальной неопределенности хочется хотя бы иметь своё собственное натуральное хозяйство, где если что (лопнет доллар, гиперинфляция и т.п.) можно будет обеспечить себя продуктами первой необходимости. 4) В итоге научной и промышленной революции интернет, электричество и компьютеры стали доступны в любой точке Земли.. А там где есть интернет - там есть работа для любых труженников интеллектуального труда. Программистам, дизайнерам, переводчикам, сайтоделам, фотографам и прочим вовсе не обязательно жить в дорогом мегаполисе, заказчиков можно искать прямо в интернете, оплата тоже через интернет. Да так многие фрилансеры сейчас и живут. 5) В России очень много плодородной земли, красивой природы, чистых рек, озёр, пустующих деревень, красивых памятников архитектуры - в общем, непаханое поле для любой деятельности и труда. 6) В России развивается промышленность и транспортная инфраструктура, что также поможет самоорганизующимся общинам. 7) Ну и главное - Люди в России наконец начинают понимать, что они сами могут многого достичь, и что дело власти - строить какие-то большие проекты, поднимать обороноспособность, науку и т.п., а уж собственное благополучие народа - в руках самого народа. И есть множество позитивных примеров людей поднявших с нуля свою деревню, свое фермерское хозяйство или маленький бизнес (ремёсла, творчество - всё это ценится и всегда будет цениться)     Всё что нужно системе знаний Глеба Тюрина и ему подобных сподвижников - доступ к информационным сетям. Через них они могут распространять свои идеи, а мы (простые люди) можем ему сильно помочь. Вооруженные знанием (что они способны на многое) люди - это огромная сила. Они уже ныть и причитать не будут, даже если из-за глобального экономического кризиса закроется их градообразующее предприятие. Всегда найдут как перестроиться и продолжать жить и развиваться.
      Отредактировано: user78~18:01 13.11.12
      • 0
        Нет аватара MagiRus13.11.12 20:46:20
        Вообще, в принципе, гос. поддержка конечно же не обязательна и система вполне может существовать как самодостаточная идея и она, безусловно, будет жить, развиваться и шириться. НО, Тюриных на всю Россию, к сожалению, не напасешься, не наклонируешь и в каждую хотя бы вторую деревню не отправишь... Тут нужна комплексная система в рамках всей России, т.к. какие-то бы ни были замечательными подобные дела, в масштабе страны это десятки и сотни проектов, а нужны многие и многие тысячи. Запрос на идею есть, она витает в воздухе и, как правильно ты сказал, витает в головах многих тысяч наших граждан, желающих переселиться поближе к природе, а также улучшить собственное проживание в собственной деревне/селе. Поэтому то и нужна гос. поддержка на уровне программы, освещения ситуации вокруг общей идеи, агитации достоинств системы, разжевывания деталей, совершенствование законодательства, передачи части полномочий на места, поддержка тех кто занимается подобными проектами на местах, перераспределение части денег бюджета для нужд местной инициативы (пока хотя бы в рамках пилотных проектов). Собственно "ведение" этих самых пилотных проектов в разных местах с аккумулированием знаний и опыта. Много чего можно придумать нужного, что бы придало необходимый стимул общему возрождению территорий, причем даже не только деревень и сел, т.к. местное самоуправление вполне неплохо может себя показать и на уровне средних городов, а иногда и на уровне крупных.. Главное что нужна не указка сверху, не собственно сама работа над конкретными проектами на конкретной территории, а реальная помощь и поддержка начинаний тех кто готов заняться развитием территорий, а также по возможности поиск этих самых развивальщиков среди самих жителей территорий и их обучение. И, еще раз повторюсь, денег там нужно минимум). Именно то что и нужно в масштабах всей страны, ибо даже даже взять программу по развитию села до 2020 года, там как раз основной упор делается на то "что деньги выделяются, они большие, но блин, нужно реально в 100500 раз больше и мы это понимаем, но пока что выделяем сколько можем..." Т.е нужно менять подход государства к проблеме, а не выделять больше денег.
  • 0
    Нет аватара mlakt13.11.12 15:26:12
    Правильно, нужно начинать востановление страны с малого. Молодцы!!!
    • Комментарий удалён
  • Комментарий удалён
  • 0
    Нет аватара mamomot13.11.12 18:52:16
    "Плюс! Плюс! Плюс! "Жив Господь!"
  • 0
    Нет аватара Никита13.11.12 23:48:53
    А вот за такое можно и гордится. За таких жителей, послали чиновников и сами всё сделали.
    • 0
      Нет аватара Dron14.11.12 12:28:51
      Хорошо, что Вам попалась на глаза эта новость, и как раз из Архангельской области! Я , право, даже специально собирался отправить вам ссылку, но вижу, что Вы уже это заметили. Вот как раз отличный пример к нашему тогдашнему разговору! Вот что требуется! На такое способны только оптимисты, и слава Богу они не перевелись!
      Отредактировано: Dron~12:29 14.11.12